Блог Docrobot
Электронный путевой лист (ЭПЛ): формат и схема работы. Инструкция
ЭПД
С 1 марта 2023 года вступили в силу изменения федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», которые закрепили возможность обмениваться путевым листом в электронном виде. Формат электронного документа утверждён приказом ФНС России от 17 февраля 2023 года № ЕД-7-26/116@.
Что представляет собой электронный путевой лист и какие есть требования к формату — узнайте из инструкции.
Зачем нужен электронный путевой лист
Электронный путевой лист, как и его бумажная версия, предназначен для учёта и контроля работы водителя и автомобиля. Документ позволяет зафиксировать результаты медицинских осмотров водителей и технического осмотра автомобиля, маршрут и пробег.
Путевой лист служит первичным документом, на основании которого можно сделать расчёт себестоимости транспортных услуг и начислить зарплату водителям. Также документ может быть истребован налоговой при камеральной или выездной проверке.
В автомобильных грузоперевозках водитель или транспортная компания (перевозчик) предъявляют путевой лист грузоотправителю для сверки при приёме груза (приказ Минтранса от 28.09.2022 № 390). При этом документ может быть оформлен в любом виде — электронном или на бумаге.
Кто оформляет
Документ оформляет владелец автомобиля. Если автомобиль был передан в аренду с экипажем, тогда обязанность создать и заполнить путевой лист возлагается на арендодателя.
Кто подписывает
Первым электронный путевой лист подписывает владелец автомобиля, создавший документ. Также отметки в документе и свои подписи ставят профильные специалисты, каждый из которых отвечает за свою часть подготовки путевого листа:
-
медицинский работник — отвечает за медосмотр,
-
механик, управляющий автопарком или контролер технического состояния транспортного средства — отвечает за техническую проверку автомобиля,
-
механик, управляющий автопарком или контролер технического состояния транспортного средства — отвечает за фиксацию показаний одометра при старте и завершении рейса.
Если нет штатного медицинского работника, медицинский осмотр можно поручить внешней организации с соответствующей лицензией.
Как работать с электронным путевым листом? Скачайте гайд по ЭПЛ и получите подробный ответ!
Получить
Формат электронного путевого листа: какие титулы включает
Аналогично электронной транспортной накладной (ЭТрН), электронный путевой лист представляет собой цепочку связанных друг с другом XML-файлов. Они же — файлы обмена или титулы.Для ЭПЛ предусмотрено шесть файлов обмена. Четыре из них присутствуют в цепочке всегда, ещё два — обязательны в определённых ситуациях.
Титул 1 — об обстоятельствах и особенностях рейса
Обязательный титул (основной)
По общему правилу титул формирует и подписывает владелец транспортного средства. Если автомобиль предоставляется в аренду с экипажем, обязанность создать и подписать первый титул лежит на арендодателе.
Включает сведения:
-
о лице, оформившем путевой лист,
-
о сроке действия путевого листа,
-
о транспортном средстве,
-
о водителе,
-
о виде перевозки,
-
о виде сообщения.
Титул 2 — о результатах предсменного, предрейсового медицинского осмотра водителя
Обязательный титул
Подписывает медицинский работник. Сотрудник может работать в штате компании владельца автомобиля или в штате внешней организации, которая взяла на себя медосмотр.
Включает сведения:
-
о медицинском работнике и медицинской организации,
-
о водителе транспортного средства,
-
о дате и времени медосмотра,
-
о результатах медосмотра.
Титулов 2 может быть несколько — для каждого водителя, участвующего в перевозке.
Титул 3 — о результатах предрейсового контроля технического состояния транспортного средства
Титул обязателен, если транспортное средство выезжает с парковки
Подписывает сотрудник, ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортного средства, которого назначает владелец автомобиля: механик, управляющий автопарка, контролер технического состояния транспортного средства или другой профильный специалист.
Включает сведения:
-
о должностном лице, ответственном за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортного средства.
-
о дате и времени предрейсового контроля технического состояния транспортного средства,
-
о результатах технического осмотра,
-
о дате и времени выпуска транспортного средства на линию.
Титул 4 — о показаниях одометра при выезде транспортного средства с парковочного места или приёме от другого водителя
Обязательный титул
Подписывает ответственный сотрудник, уполномоченный владельцем автомобиля на снятие показаний одометра: механик, управляющий автопарка, контролер технического состояния транспортного средства или другой профильный специалист.
Включает сведения:
-
о дате и времени выезда с парковки или приёма транспортного средства,
-
о показаниях одометра при выезде с парковки или приёме транспортного средства от другого водителя.
Титул 5 — о показаниях одометра при заезде транспортного средства на парковку или сдаче другому водителю
Обязательный титул
Подписывает ответственный сотрудник, уполномоченный владельцем автомобиля на снятие показаний одометра: механик, управляющий автопарка, контролер технического состояния транспортного средства или другой профильный специалист.
Включает сведения:
-
о дате и времени заезда транспортного средства на парковку или сдачи транспортного средства другому водителю,
-
о показаниях одометра при заезде парковку или сдаче другому водителю.
Титул 6 — о результатах послерейсового медицинского контроля
Титул обязателен в отдельных ситуациях, предусмотренных российским законодательством
Медицинский осмотр после окончания рейса становится обязательным в определённых ситуациях: например, при перевозке пассажиров или перевозке опасных грузов. Поэтому шестой титул может отсутствовать.
Подписывает медицинский работник. Сотрудник может работать в штате компании владельца автомобиля или в штате внешней организации, которая взяла на себя медосмотр.
Включает сведения:
-
о медицинском работнике и медицинской организации,
-
о водителе транспортного средства,
-
о дате и времени медосмотра,
-
о результатах медосмотра.
Титулов 6 может быть несколько — для каждого водителя, участвующего в перевозке.
Как следует подписывать ЭПЛ
Владелец автомобиля и ответственные специалисты подписывают свои титулы усиленной квалифицированной электронной подписью (УКЭП) или усиленной неквалифицированной электронной подписью (УНЭП).
Медицинские титулы (второй и шестой) могут быть подписаны только УКЭП. А все остальные титулы (собственника, механика, контролера при заезде и выезде автомобиля) могут быть подписаны УКЭП или УНЭП.
УКЭП можно получить на Госуслугах или в любом аккредитованном удостоверяющем центре. УНЭП должна быть выдана Госуслугами — только в этом случае подпись считается действительной.
Как происходит обмен
Титулы ЭПЛ, как и титулы электронной транспортной накладной, участники перевозки последовательно заполняют и направляют с помощью операторов ИС ЭПД в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Первые четыре титула передаются одновременно перед началом рейса. Пятый и шестой отправляются после завершения рейса.
Электронный путевой лист должен быть сформирован для каждого транспортного средства, задействованного в грузовых или пассажирских перевозках. При этом можно создать один ЭПЛ на несколько рейсов или даже на несколько водителей, если они управляют одним автомобилем.
Общий порядок оформления бумажного и электронного путевого листа описан в приказе Минтранса от 28 сентября 2022 года № 390, вступившем в силу 1 марта 2023 года. Алгоритм работы именно с электронной версией документа устанавливает постановление Правительства России от 21.05.2022 № 931. Постановление содержит схемы обмена ЭПЛ и регламентирует правила передачи документа и сведений из него в ГИС ЭПД.
Где работать с документом
Работа с электронным путевым листом, как и с другими электронными перевозочными документами, возможна только через аккредитованного Минтрансом оператора информационной системы электронных перевозочных документов (ИС ЭПД).
Чтобы начать обмениваться ЭПЛ, нужно выбрать оператора из реестра ведомства и заключить с ним договор. Оператор ИС ИПД решает сразу несколько задач:
-
связывает участников перевозки с ГИС ЭПД, обеспечивая взаимодействие между ними,
-
проверяет электронный документ на соответствие требованиям регуляторов,
-
предоставляет сервис для удобной работы с ЭПЛ с полным набором необходимых инструментов.
Docrobot — аккредитованный оператор ИС ЭПД. Платформа позволяет в одном окне передавать электронные перевозочные документы в ГИС ЭПД и обмениваться ими с контрагентами. Работать можно прямо из браузера через веб-интерфейс без установки дополнительных программ. А можно интегрировать сервис в свою 1C или в другую учётную систему по API или FTP и максимально адаптировать его под запросы компании.
Оператор запустил пилотный проект по обмену электронным путевым листом и приглашает присоединиться.
Узнать подробнее, как перейти на электронный путевой лист, вам поможет наш чек-лист. Чтобы скачать чек-лист, оставьте заявку на консультацию.
Записаться на консультацию