Блог Docrobot
Электронная транспортная накладная: что известно о формате
Docrobot.FAQ
Государство берет курс на цифровизацию. Планируется, что в ближайшем будущем в электронный вид перейдут новые типы документов, среди которых транспортные накладные, путевые листы, сопроводительные ведомости и заказ-наряды.
Что изменится
Скоро транспортные накладные в электронном виде могут стать обязательными. Ожидается, что такая мера будет полезна и государству, и бизнесу. Законодатель планирует:
- сделать процесс перевозок более прозрачным: перемещение грузов можно будет отследить на всех этапах маршрута;
- снизить затраты на документооборот: обмениваться электронными документами дешевле, чем бумажными;
- ускорить получение оплаты за доставку грузов. В случае с бумажными документами она поступает с отсрочкой, потому что доставка накладной занимает время. Цифровизация накладной сократит сроки до нескольких минут;
- поддержать рынок грузоперевозок. Предполагается, что к 2030 году скорость доставки грузов возрастет в шесть раз, а число перевозочных документов увеличится в 2,3 раза. К развитию должно подтолкнуть внедрение электронного документооборота (ЭДО), а пока его сдерживает традиционный документооборот.
- уменьшить число теряющихся документов. В некоторых компаниях оно достигает 7 %, а на дублирование накладных бизнес тратит время и деньги.
Когда появится формат электронной транспортной накладной
На конец октября 2021 года форматы электронных транспортных документов разрабатываются и ждут утверждения. Однако уже к концу года ФНС планирует представить сразу два формализованных документа: электронную транспортную накладную (ЭТрН) и электронный путевой лист (ЭПЛ).
Также до конца 2021 года Минтранс и ФНС планируют представить нормативные акты, которые будут регулировать электронное взаимодействие сторон в сфере грузоперевозок. И уже с 1 января 2022 года планируется цифровизация сопроводительных ведомостей и заказ-нарядов.
Утверждение форматов упростит отношения компаний друг с другом и государством. Организации смогут представить формализованные перевозочные документы в госорганы в электронном виде, а все данные о них будут храниться в единой государственной информационной системе.
Когда переводить ТрН в цифровой вид
Уже сейчас можно обмениваться транспортной накладной в электронном виде. Это позволит заблаговременно протестировать систему, отработать взаимодействие с контрагентами и перестроить бизнес-процессы.
Выгоды для бизнеса от внедрения транспортного ЭДО показал эксперимент Минтранса. Тогда крупнейшей розничной сети X5 Group удалось больше чем в 5 раз сократить число операторов, работающих с транспортными документами. До эксперимента бумажные накладные обрабатывали 729 сотрудников, а с переходом на ЭТрН в процессе участвуют только 129 работников. Так в компании освободился ресурс для решения нерутинных задач, помогающих бизнесу развиваться.Внедрение ЭТрН позволяет сократить затраты на документооборот, разгрузить операторов, снизить риски неполучения документов.
Как начать работу с ЭТрН
Простой алгоритм, который поможет перевести транспортные документы в ЭДО.
Проанализируйте бизнес-процессы
Важно понимать, по каким сценариям идет отгрузка и приемка, кто из сотрудников отправляет груз, а кто — получает. Удобно расписать все возможные сценарии: это поможет быстрее перевести их в цифровой формат, когда появятся стандарты.
Предупредите контрагентов
Перейти на ЭТрН в одиночку не получится — партнеры должны поддержать новый формат работы. Убедитесь, что все стороны готовы подписывать и отправлять документы в цифровом виде, уточните, есть ли у них необходимые ресурсы. Если контрагенты не согласны, напомните им про грядущую обязательность ЭДО: переходить на электронный формат работы все равно придется и лучше готовиться к этому заблаговременно.
Выберите оператора ЭДО
На сайте ФНС есть перечень доверенных компаний-операторов, организующих ЭДО. Учитывайте, что у оператора должны быть готовые кейсы в логистической сфере. Смотрите на его экспертность, компетенции, технические возможности.
Определитесь со способом работы
Можно по-разному обрабатывать электронные транспортные накладные: 1С позволяет максимально автоматизировать процесс, а веб-сервис — быстрее запустить электронный документооборот.
Для работы в 1С потребуется интеграционный модуль, для веб-сервиса — только доступы и браузер с выходом в интернет. Интеграция полезна компаниям со сложными бизнес-процессами, которые хотят оформлять электронные транспортные документы из интерфейса учетной системы. Веб-версия подойдет, если ТрН немного, а сценарии работы простые.
Узнайте больше о переходе на ЭТрН на странице решения Docrobot.ЭТрН.